На фоне рассуждений про традиционные ценности, хотелось бы обратить внимание на такой феномен, как Флинстонизация. Мне не известно, существует ли на старославянском аналогичный термин, поэтому буду нещадно пользовать современный. Сам термин возник следующим образом. Сняли как-то мультик про семейку древних людей - Флинстоунов, переложив на героев современные представления о мире. А позже, авторы книги про доисторические истоки сексуальности обвинили других исследователей в «переносе современных представлений и верований на более ранние общества», выбрав в качестве аналогии данный мультфильм и зародив тем самым новый термин «Флинстонизация». Ей грешит не только ученый люд, но и в большей степени обыватель, рассуждая о прошлом исходя из современных представлений. Например, представляя крестьянские семьи с большим количеством детей, обыватель полагает, что детей планировали и относились к ним так же, как относится он сам. Это ведь логично, любить их, заботиться, стараться дать все самое лучшее. Про древность рассказывать не буду, потому как, говоря словами Кучеры, «это трэш», а травмировать психику гуманистов не хочется. Возьмём Россию с конца 19 века. Контрацептивов не было, как и планирования семьи в нашем понимании. Детей рожали много не потому, что прадеды осмысленнее были, а потому что это естественный процесс после сношения. Причем не только рождаемость была высокой, но и смертность. На первом году жизни в конце XIX века в Европейской России умирало около 30% детей, а до 6 лет доживало около 50%. Если бы детей рождалось меньше, они получали бы лучший уход и их, несомненно, меньше бы умирало. Не случайно, чем выше был порядковый номер рождения (начиная с третьего ребенка), тем меньше шансов выжить. Привлечение детей к работе на регулярной основе у нас признано незаконным. Прадедам подобное не могло даже в голову прийти. Ребенок должен был вносить свой вклад в пропитание семьи, а если этого не делал (был слаб, болен и т.д.), то в «тяжелые годы» (которые зависели от урожайности и были не столь редким явлением), от «лишнего рта избавлялись», бывало и не в тяжелые избавлялись, но еще Петр 1 с этим начал бороться. К 7-ми годам дети не только трудились в хозяйстве семьи, но и отдавались родителями на работы за умеренную плату, например, в пастухи или к ремесленникам. К этому возрасту считалось, что чадо уже «вошло в разум». Вся современная забота о психике ребенка, его правах, эмпатия взрослых и т.д., сложились недавно. Социальный мир был практичным: родили – займись делом, пусть и не сложным, но делом. Помню, смотрел фильм про тайгу. Там мужик на промысле слажено работал с собаками, которые то гнали живность к нему, то доставали подстреленную тушку из труднодоступных мест. Заботился о них, кормил, гладил. Автор удивлялся: - Как они у тебя натасканы, молодцы! Мужик рассудительно отвечал: - Жить захочешь, придется работать, а нет - в реку. Из помета обычно один-два толковых. - Не жалко? - А как иначе? Кто же будет просто так кормить? Тайга дармоедов не терпит. Вот если отработаешь положенное, принесешь пользу, тогда и на покой можно. И мужик, ведь, не плохой. У него просто иной взгляд на жизнь, сформировавшийся действительностью. При том, что он наш современник и соотечественник, а среда другая, отсюда и своеобразная «практичность». Так было и с предками. Их "практичность" была иная. У нас сейчас дитё растет до 18-22 лет. Все это время требует кучу ресурсов и внимания, чтобы вырос развитым и конкурентоспособным. Именно из-за флинстонизации мы приходим к выводу, что дети раньше почитали взрослых, благодаря высокодуховному воспитанию. Но по сути у них не было другого выхода. Авторитет отца был неприкословным и держался в том числе на жёстком рукоприкладстве. На плечах бати все хозяйство и вопрос пропитания семьи, здесь не до детской психологии. Помните присказку про сороку, которая кашку варила, деток кормила? Всем дала, а одному не дала, потому что он не помогал готовить. Для нас это лишь детская сказка с поучительным смыслом - нужно помогать по хозяйству, а раньше это была жизнь. В таких реалиях дети просить будут дать им поручение, чтобы поесть. Представьте главу среднестатистической российской семьи конца 19 века (не говоря уже о времени раньше), которому скажут, что своих 8-ых детей ему нельзя бить, заставлять работать, а содержать их придется лет так до 18, пока они отучатся на программистов и дизайнеров. Вы даже представить такое не можете, потому что ментальность человека жившего каких-то 150 лет назад сильно иная. Предлагаемые ценности не должны вырываться из контекста, в которых существовали, иначе они мутируют. п.с. фото мэйд ин нейросеть.